?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у leonwolf в Муниципальные выборы в Москве
4 марта - очередной единый день голосования в России. 
В этот день состоятся не только выборы президента РФ (про них будет еще очень много разговоров в этом ЖЖ), но и местные и региональные выборы. 
Москва и Санкт-Петербург - два города, которые одновременно являются субъектами Российской Федерации. Это приводит к тому, что в них очень хитро устроены муниципальный и региональный уровень власти.

Вот у нас все просто: есть губернатор Свердловской области, есть Законодательное собрание Свердловской области, есть бюджет Свердловской области (туда идет 70% от НДФЛ, часть налога на прибыль, доходы от управления региональным имуществом, и кое-что еще по мелочи), и есть полномочия региональной власти, которые за счет этого бюджета финансируются. И есть Глава администрации города Екатеринбурга со своей администрацией, есть Екатеринбургская городская Дума, есть бюджет муниципального образования "город Екатеринбург" (30% от НДФЛ, земельный налог, ЕНВД, доходы от управления муниципальным имуществом, и кое-что еще по мелочи), и есть полномочия муниципальной власти (28 полномочий, предусмотренных законом 131-ФЗ), которые за счет этого бюджета финансируются. 

А в Москве и Петербурге все в кучу: в Питере хотя бы региональный уровень власти правильно называется (губернатор Санкт-Петербурга и Законодательное собрание), а в Москве вообще почему-то "мэр Москвы" и "Московская городская Дума",  но суть одна и та же - им отданы и все полномочия региональной власти, и все полномочия муниципальной власти, и весь бюджет, который собирали бы Москва (Санкт-Петербург) как регион и как муниципалитет.

Но при этом муниципалитетом-то ни Москва, ни Питер не являются, они ж субъекты Федерации! Вместо этого, каждый из этих двух городов разбит на огромное количество как бы муниципалитетов - "внутригородских территорий городов федерального значения". В Москве таких как бы муниципалитетов 125 (т.е. в каждом живет в среднем около 100 тысяч человек), в Санкт-Петербурге - 111 (т.е. примерно 40 тысяч жителей на муниципалитет). Почему их можно назвать только "как бы муниципалитетами"? Потому что они не исполняют и десятой части полномочий муниципалитета, соответствующих 131-ФЗ, и, главное, не имеют собственного бюджета, не занимаются сбором доходов, не могут влиять на его пополнение. По сути дела, живут по спускаемой с регионального уровня скромной смете, которая тратится на реализацию тех полномочий, которые поручены этим муниципальным образованиям - самым значительным из этих полномочий является, кажется, содержание внутридворовых спортплощадок. Реальная власть в Москве осуществляется по вертикали мэрия - округа - префектуры, и никак не соотносится с муниципалитетами и их муниципальными собраниями, те существует в общем-то сами по себе; в Петербурге, насколько я понимаю, близкая ситуация. 

Но несмотря на это, в каждом таком внутригородском муниципалитете и в Москве, и в Санкт-Петербурге, избирается муниципальное собрание - полностью функциональный аналог городской Думы в обычном российском городе. В типичном московском муниципальном собрании - 20 депутатов (зависит от численности населения муниципального округа, которая может составлять от 4 (Молжаниново) до более 200 тысяч жителей), в типичном питерском - 10 депутатов, которые избираются, как правило, по многомандатным избирательным округам. Такие вот небольшие представительные органы. Это как если бы в Екатеринбурге помимо администрации города и подчиненных ей семи районных администраций, существовали бы еще избираемые "Дума ЖБИ", "Дума Пионерского поселка", "Дума Вторчермета". 

К этому месту читатель уже думает, должно быть, что я пренебрежительно отношусь к "внутригородским муниципальным образованиям", но это не так. Мне очень нравится идея местного самоуправления, я очень много и часто об этом говорю, я целиком солидарен с основной мыслью из третьей части замечательной беседы Акунина и Навального - мыслью о том, что люди не идиоты, что им можно и нужно доверять самим принимать решения о том, как им жить дальше, и обустраивать пространства вокруг себя. На самом деле, было бы очень круто, если бы у нас существовала бы (наделенная реальными полномочиями) "Дума Вторчермета", которая заседала бы раз в месяц, вечерами, после работы, в одной из комнат местного ДК, и решала бы вопросы районного значения - благоустраивала бы территорию школы и восстанавливала бы освещение корта, определяла бы оптимальные места для остановок общественного транспорта и интересовалась бы состоянием сети пешеходных дорожек, добивалась бы установки лежачих полицейских у поликлиники, и изменения режима работы светофора на выезде из микрорайона, определяла бы последовательность ремонта внутридворовых проездов и замены мусорных баков, работала бы с обращениями граждан по самым небольших вопросам... решала бы кучу вопросов городской среды, столь важных для комфорта повседневной жизни, и столь незаметных и объективно слишком многочисленных, если на них смотреть с уровня мэрии Екатеринбурга (тем более, возвращаясь к теме нашего разговора, с уровня мэрии Москвы). 

Московский муниципалитет с его примерно 100 тысячами жителей (почти в точности равный парижскому arrondisment'у) - это здравая и хорошая идея, испорченная, как у нас это обычно бывает, дурной реализацией. Дурость ее (и это тоже очень типично) - в излишнем патернализме, в недоверии к людям, их способности принимать адекватные решения и адекватно распоряжаться деньгами в собственных интересах. (Это недоверие так пронизывает от и до всю систему распределения полномочий в российском государственном устройстве, что вызывает подозрения в ненависти к своему народу, которой руководствовались, по-видимому, авторы этой системы). В итоге получаются смешные как бы муниципалитеты: с муниципальными собраниями, но без бюджетов и полномочий. 

И все же большой смысл во всем этом есть. Существование внутригородских муниципальных собраний вызывает к жизни и выборы в них, которые проходят раз в четыре года - а любые выборы в наших реалиях становятся важнейшим политическим событием и инструментом. В ходе предвыборной кампании можно легально и массово доносить до широких кругов людей всякие правильные идеи, а еще любые выборы являются прекрасной практической школой публичной политики. Выборы крайне важны как тест на лидерство, тест на умение организовать команду, создать внятные материалы, донести свои мысли до людей. В выборах обязательно надо участвовать - говорил об этом много раз, и, чего бы мне это ни стоило, и делом пытался подтверждать свои слова. 

А конкретно московские муниципальные выборы - это еще и прекрасная возможность не только принять участие, но и победить, а это значит - получить вдвойне бесценный опыт. Дело тут как раз в том, что московские муниципальные собрания мало что значат и мало что решают, а потому на выборы в них никто не пытается тратить огромных бюджетов. Кроме того, эти выборы проходят по многомандатным округам, то есть для того, чтобы быть избранным, не обязательно даже занимать первое место; практика показывает, что нормальный человек "с улицы", приложив адекватные усилия, может попасть в "заветную пятерку". Таким образом, участвуя в выборах, можно получить не только опыт политической работы в рамках одной кампании, но еще и опыт реальной парламентской работы в течение последующих четырех лет, очень важный, на самом деле, опыт выживания в бюрократической системе, опыт ведения переговоров и достижения компромиссов. Как выборы, так и работа в муниципальных собраниях - живая, практическая, неигровая школа лидерства, школа политики. В конце концов, даже несмотря на всю мизерабельность московских муниципалитетов, остается и совершенно реальный шанс сделать что-то конкретное и полезное для своего района, что-то, что останется на карте Москвы надолго и после окончания срока полномочий. 


Вот поэтому я с огромной радостью смотрю на то, как на волне гражданской активности последнего времени, на волне того, что говорить и думать о политике стало внезапно модным, многие нормальные молодые люди решили перейти от слов к делу, и попробовать себя в качестве кандидатов на выборах в различные московские муниципальные собрания. Это очень здорово и правильно! 
.....

Profile

Moraira
vladimirkuzmin
VladimirKuzmin

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow